Оригинал статьи читайте здесь.
У Илоны и Максима была интересная свадьба в ретро-стиле. Ребята хотели создать стилизацию под Америку 50–60 годов, и это меня заинтересовало. Они подобрали костюмы, прически, элегантный ретро-автомобиль - синий “Форд Мустанг”. Но, понятно, что внешний вид улиц Ленобласти сильно отличается от тех мест, где этот “мустанг” изначально резвился. Поэтому ожидался интересный контраст между стильными, безупречными образами жениха и невесты, и провинциальным, неспешным Всеволжском, где происходили сборы.
Поэтому в кадре намечалась такая «балканщина», в стиле Кустурицы: сверкающий хромом американский автомобиль а рядом старые дворики, облупленные дома послевоенной постройки, веревки, на которых не сушат белье, а развешивают вещи для продажи, дети на велосипедах и коты, греющиеся на солнце.
Но свадебная съемка началась не там, а в петербургском салоне, на сборах жениха. А это редкость, потому что женихи обычно уезжают с утра пораньше за свадебным букетом, а потом томятся у подъезда, ожидая, когда же наконец возлюбленная закончит мейк и наденет платье.
Здесь было по-другому, жених готовился в салоне красоты, где работали его друзья. Такой интерьер - находка для того фотографа, который, как я, обожает зеркала и игру отражений в них. Так, на одном из кадров серии кажется, что жених снят сквозь руку парикмахера, который стоит к нему лицом. Но на самом деле - это отражение в зеркале.
На этой свадьбе был интересный выкуп. Для него написали оригинальный сценарий, а не скачали готовый из сети, чем, чаще всего, дело и ограничивается. Здесь же выкуп стилизовали под мир Макбета или короля Артура, с ведьмами в масках, колдовскими зельями, черепами и рыцарским мечом. Я редко снимаю выход молодых из дома, потому что новобрачные часто стесняются неухоженности подъезда и просят не фотографировать двор. Я не разделяю эту позицию. Зачем, как выражались раньше, “лакировать действительность”?
История - это живая субстанция и интересна бытовыми подробностями. Через пару лет подъезд отремонтируют и мир этого дворика станет иным. Так пусть уходящая реальность будет запечатлена хотя бы на одном из кадров…
Здесь подъезд, слава Богу, никого не смущал. Но я решил, что композиционно будет правильно, если в кадре будет содержаться как можно больше примет этого места. Все прелести старого дома, с подтеками на стенах, окошками, заложенными кирпичом, брошенными у крыльца велосипедами. И само собой, участником кадра должен стать и замечательный «мустанг». Поэтому выход молодых я снимал как бы через автомобиль. Сделать было это не просто, потому что двор очень узкий. Пришлось стать вплотную к автомобилю и надеть сверхширокоугольный объектив. Вообще, я часто использую короткофокусную оптику, потому что мне важно показать не только человека, но и пространство в котором он «живет». Для этого идеальны светосильные фиксы, которые слегка размывают фон, хотя боке - и не самая сильная сторона любого «ширика».
День выдался солнечным, солнце стояло в зените, что - сущий ад для фотографа. Свет плоский и тени жесткие. Понятно, что в такое время суток снимать романтические портреты противопоказано. Единственное, что может слега исправить ситуацию - просветный отражатель, но и его можно использовать только для съемки средних планов. Для общих планов, а тем более для съемки с автомобилем, площадь такого отражателя должна была бы составлять несколько метров, что достижимо только в кинематографе.
При таком жестком освещении правильнее сосредоточиться на кадрах с ярко выраженной геометрией, где такой свет подчеркивает текстуру архитектурных объектов. Альтернативный вариант: подсвечивать тени отражателем или вспышкой. Но это все равно - компромиcc.
Когда я снимал выкуп, то, как это часто бывает в Питере, солнце успело пару раз смениться дождем и наоборот. Это позволило получить эффектные кадры, например, когда гитарка-укулеле лежит на табуретке в каплях дождя. Мысленно уберем капли … и кадр уже потеряет половину очарования. Можно задаться вопросом: а зачем вообще специально фотографировать гитару на стуле? Ведь в этом кадре нет ни молодоженов, ни их гостей?
Но на мой взгляд, атмосферу любой свадьбы (или шире - любого репортажа) передают именно предметы, поэтому я всегда стараюсь снять побольше любопытных деталей. Без этого, кажется, что действие происходит в вакууме.
Затем новобрачные сели в кабриолет, мы стали двигаться по направлению к одному из петербургских загсов. Но по дороге запланировали заехать ненадолго в местные «Кижи» - это храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке. Тайминг этой свадьбы не позволял рассчитывать на полноценную прогулку. Слишком много времени занимали переезды от дома до загса и от загса до загородного коттеджа, в котором должен был проходить банкет. Поэтому кадры с автомобилем на фоне деревянного храма — одни из немногих постановочных на этой свадьбе. Можно было сконцентрировать взгляд зрителя на молодоженах и «мустанге», тогда бы храм отошел на второй план. А можно, наоборот, сделать так, чтобы деревянное зодчество будто бы «нависает» над маленькими фигурками и автомобилем, который кажутся игрушечными.
На самом деле эти два варианта можно сделать практически с одной точки. Но в первом случае (он и вошел в серию) для этого понадобится широкоугольный объектив. Для второго варианта потребуется отойти от новобрачных метров на двести и использовать сильный телеобъектив. В этом случае пространство «сплющится», и храм будет казаться куда больше, чем на самом деле. Я сделал оба варианта, на разные объективы, и каждый по своему интересен.
Обычно я планирую прогулку минимум на два часа. Причем советую составить ее из двух частей. Первая - условно назовем ее «фэшн-съемкой», рассчитана на красивые места и постановочные кадры. Такие фотографии ребята смогут распечатать и повесить на стену, и послать «бабушке». Вторая часть - условно назовем ее «мобильной», рассчитана на драйв. Так, одна пара у меня играла футбол, с другой мы ездили на скалодром, третья - каталась на тандеме, четвертая - готовила еду на съемной кухне. Задача этой части прогулки - получить веселые кадры с максимальной «движухой», отойти от статичных поз на фоне городских или парковых ландшафтов.
Здесь не было на это времени. Поэтому приходилось импровизировать. Например, кадр на котором молодые обернулись и машут руками из кабриолета, мы сняли прямо по дороге в загс. Я ехал сзади, и просто набрал их, и попросил обернуться. Понятно, что такую фотографию невозможно получить случайно. Даже за самым якобы непосредственным кадром всегда стоит предварительная работа.
Регистрация происходила в загсе Невского района на Октябрьской набережной. Беда многих залов торжественных регистраций в том, что в интерьерах почему-то очень любят использовать желтый цвет стен, что усложняет съемку, поскольку чаще всего в зале регистрации приходится отражать импульс вспышки от стен или потолка и свет гарантировано приобретет паразитный лимонный оттенок, который трудно убрать даже при цветокоррекции на компьютере. Но в черно-белой серии это, впрочем, не критично.
Признаться, я очень люблю черно-белое фото. Потому что монохромная фотография отходит от реальности и приобретает графичность. В данном случае сам ретро-стиль подталкивал нас именно к черно-белому изображению. Кроме этого, у свадьбы не было единого колорита, который важно подчеркивать, когда все наряды гостей и дизайн интерьеров выдержаны в одной цветовой гамме. Здесь же вся свадьба построена на контрастах. Этому помог и американский кабриолет, и яркий солнечный день, и эффектные образы гостей. Серия получилась контрастной не только по картинке, но и по эмоциям. Понятно, что для ребят я сделал и цветной вариант съемки тоже, но мне самому больше нравится черно-белая серия.
На свадьбах я люблю ловить неожиданные моменты, которые существуют лишь доли секунды. Для этого нужно обладать хорошей реакцией и не жалеть затвор фотокамеры. Здесь тоже удалось поймать прикольный момент. Речь идет о фото перед регистрацией, где невеста сидит в торжественной картинной позе, а жених при этом закрыл лицо руками, как будто он в отчаянии от предстоящего ритуала. На самом деле, мне никто не позировал. Просто Илона на мгновение поменяла позу, а Максим провел по лицу рукой. Но получилось забавно. Вроде бы жених в ужасе: что же я делаю? А невеста якобы напряглась, опасаясь спугнуть удачу…
Я считаю неправильным, когда свадьба превращается в одну огромную фотосессию. Все-таки фотография - для свадьбы, а не свадьба - для фотографии. Люди должны жить своей жизнью, следовать собственному сценарию. А задача свадебного фотографа не вторгаться в личное пространство и постараться не нарушать их планы. У каждой свадьбы свой ритм. У кого-то это ритм кавалерийской атаки, когда буквально идет дым коромыслом. А у кого-то это путь дзен, неспешный и рассудительный. И, мне кажется, задача каждого фотографа - не нарушать этот ритм, а гармонично в него вписываться.
Свадьбы я обычно снимаю со вторым фотографом, потому что мое глубочайшее убеждение, что свадебную съемку невозможно проводить в одиночку. Известно, что свадебная съемка один из самых сложных жанров фотографии. Потому что необходимо успеть качественно запечатлеть события, которые невозможно повторить.
Съемка проходит в условиях жесткого тайминга, и ждать тебя никто не будет - ты должен успеть среагировать и ничего не пропустить. И не просто сделать кадр, что может и любой гость со смартфоном, а выдать гарантированно качественный результат. Поэтому второй фотограф необходим. Это позволяет снимать процесс с двух ракурсов и переключать внимание с гостей на виновников торжества. А одному человеку невозможно наблюдать одновременно и за эмоциями молодоженов и за реакцией гостей. Так, например, на банкете я обычно снимаю то, что происходит на сцене, а моя бессменная напарница Анна - эмоции гостей, которые наблюдают за происходящим.
Я считаю, что важно уделять внимание не только новобрачным, но и их гостям. Потому что каждый приглашенный человек хочет потом увидеть себя на фотографии. И уж явно не в тот момент, когда он за столом откусывает огурец. На банкете гостей правильнее всего снимать издалека длиннофокусной оптикой, чтобы не беспокоить людей, не мешать их веселью. Но при этом ухитриться сделать их хорошие портреты.
Этот банкет проходил в коттедже за городом. Его окрестности стилизованы под “кантри-стиль”, поэтому вокруг было много интересных предметов народных ремесел. К вечеру солнце опустилось ниже, и, наконец-то появился красивый свет с длинными выразительными тенями.
Внутри шатра на банкете, как и в любом плохо освещенном помещении, возможны два варианта съемки. Либо устанавливать стационарные вспышки на стойках, либо использовать накамерные вспышки с дополнительными модификаторами. Первый вариант сулит много технических неудобств: моноблоки нужно куда-то подключать, кроме того стойки придется привязывать, иначе их непременно кто-нибудь уронит. Но этот вариант актуален, если банкет проходит в большом помещении с темными стенами от которых невозможно отразить вспышку. Второй вариант мобильнее, но в этом случае нужно использовать выносной батарейный блок, иначе вспышка не будет успевать перезарядиться. Чаше всего используется второй вариант, потому что на банкете нет задачи сконструировать какой-то супер красивый свет, не забываем, что съемка на банкете - это прежде всего репортаж. Ну и, кроме того, порой у диджея бывает специальная подсветка, и можно попросить включить ее на постоянный белый свет, чтобы использовать его как контровик.
Банкет я редко снимаю до конца, потому что не вижу в этом необходимости. Чтобы снять основные эпизоды вполне достаточно двух часов. Но, понятно, что тут решение за молодоженами. Если они просят, чтобы вы снимали все подробно, вплоть до выноса торта, то значит так тому и быть. Но кульминационная точка любого банкета, конечно же первый танец. И его вы должны снять обязательно. Эту серию завершает кадр, на котором невеста во время танца эффектно взмахивает юбкой, при этом фон разбивается на две половины - темную и светлую. Получается символичный кадр, как бы имитирующий переход из одной части жизни в другую. Не буду утверждать, что это было придумано специально, но так или иначе, получился интересный финальный аккорд для этой черно-белой серии.
© Дмитрий Грант