ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО. Фотограф Дмитрий Грант

[ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО ]

Психологический портрет — это…

Впрочем, не буду философствовать (хотя и хочется, конечно).
Достаточно понять следующее.

Обычно портрет делают, чтобы запечатлеть на пленку/матрицу образ человека. И при этом польстить модели. Правильно расставить свет, сделать грамотный визаж, затем вдумчиво отретушировать картинку на компьютере. Или (по желанию модели) — подобрать эффектный костюм и смоделировать (как сейчас можно говорить) — образ.

Психологический портрет — это совсем иное.

Нет, речь не о том, что модель следует снимать при свете лампочки. И что нужно презрительно отвергнуть визаж и выбрать самый невыигрышный ракурс.

Основная задача психологического портрета снимать не тело, а душу, как бы пафосно это не звучало.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО. Фотограф Дмитрий Грант

А проще говоря — передать характер человека на фотографии. Так, чтобы случайный зритель с превого взгляда смог сразу понять — кто этот человек.

Сейчас модно снимать красивых моделей. Автор понимает — в этом случае зритель будет рассматривать модель, а не то, как именно она снята. Ну а уж если это «ню», то тогда все недостатки фотографии точно отступят на задний план под натиском выпуклости образа.

На такую карточку приятно посмотреть, точнее, скользнуть по ней взглядом. Но редко она «цепляет». А все потому, что фотограф тут не автор, а просто фиксатор увиденного.

А как быть если мы снимаем не супермодель, а обычного человека?

Не голливудскую звезду и не мисс мира?

Ведь крастота человека отнюдь не в совершенном лице и фигуре.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО. Фотограф Дмитрий Грант

Чтобы передать все многранность динамики личности в застывшем изображении, необходимо понять: а что именно мы снимаем? Само собой, мы делаем портрет конкретного человека. Но какие особенности его характера мы хотим запечателеть? И что донести до зрителя? Для этого нужно разобраться в личности и постараться ответить себе на вопрос: что именно мы будем снимать.

На фотосессии, о которой пойдет речь моделью оказался бизнесмен V.

Серьезный мужчина средних лет.

С биографией.

Встретившись и поговорив некоторое время, я выяснил, что V. занимается боксом.

Это было то, что нужно.

Любому мужчине пойдут такие брутальные увлечения, ну а уж если человек не играет роль перед камерой, а действительно занимается боксом — то это подарок для фотографа.

Мы условились, что снимать будем в естественных условиях — спортзале, куда ходит на тренировки V. Понятно, что это куда хлопотнее, чем фотографировать в студии. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО. Фотограф Дмитрий Грант

Но снимать психологический портрет лучше всего «на натуре».

Потому что среда, бэкграунд поможет полноценно раскрыть образ.

Нужно, чтобы модель не играла (пусть даже себя), а действительно «жила» в какой-то среде.

Ясное дело — можно смастерить красивый портрет человека в бокскерских перчатках и в студии. Но это будет подделка — лакированная действительность.

Настоящей правды жизни можно добиться только в естественной среде.

Для того, чтобы воплотить в жизнь задуманное, понадобилось притащить в спортзал (а это чуть ли не чердак, и без лифта, само собой) гору оборудования: стойки, галогеннновые источники, вспышки, кабели, грузы, синхронизаторы.

И это не считая штатива, оптики и фотокамер.

Развертывание на местности заняло около часа. К тому же снимать пришлось в рабочие часы спортзала, поэтому рядом прыгали через скакалку и молотили груши с полдюжины крепких молодых людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО. Фотограф Дмитрий Грант

Свет в спортзале, гм… оставлял желать лучшего — это старые лампы дневного света, от которых в большом помещении царил почти полумрак. Впрочем, для наших нужд это как раз, скорее, было достоинством — чем меньше естественное освещение мешает поставленному свету, тем лучше.

Наш портретируемый мужчина брутальный, крепкий, с короткой стрижкой, поэтому появилась идея выстроить эдакий голливудский образ.

Для чего следовало использовать «киношный» свет, чтобы наш портрет напоминал кадр из старых голливудских лент.

Для достижения максимального правдоподобия, пришлось попросить V. тренироваться в своем обычном режиме, не обращая на нас внимание.

Хотелось, чтобы портретируемый слегка вымотался, иначе образ боксера будет неубедительным. В глазах должна появиться небольшая (но естественная) усталость.

Ну и на лбу непременно должен выступить пот — иначе какой это боксер?

Можно, конечно, было воспользоваться пульверизатором с водой, но это было бы неспортивно.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: ЗАСТЫВШЕЕ КИНО. Фотограф Дмитрий Грант

СТАТЬИ