ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: НЕВИДИМЫЙ МОТОЦИКЛ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

[ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: НЕВИДИМЫЙ МОТОЦИКЛ]



Психологический портрет — не просто фотосессия.

Судите сами: когда вы участвуете в обычной съемке,  задача фотографа лишь добросовестно зафиксировать тот образ, который сейчас вы примерили. Ему неважно, как именно вас снимать. Желаете в стиле "ретро" — отлично! Хотите в кислотном клубном наряде, с цветными волосами и прикольными фенечками? Нет ничего проще.

Но разве на полученном портрете ВЫ?
Нет — там костюм. А вы — только часть этого костюма.
Именно так и не наоборот.

Разве вам не хочется сделать портрет ИМЕННО СЕБЯ?

Чтобы ваши зрители посмотрели на такой портрет и сказали: ух ты, такой (или таким) мы тебя еще не видели!
И не от того, что на вас надето сомбреро, а потому, что фотограф сумел подметить что-то сугубо  ваше в блеске глаз, повороте головы, позе.
Поймать тот самый миг, когда вы становитесь тем, кем  являетесь на самом деле.
Но еще интереснее —  тем, кем вы могли стать, но не стали.

Да, да, — согласитесь вы, это, конечно, замечательно, но  говорить-то — легко.
А как этого добиться на практике?

Вот тут-то вам на помощь и приходит "психологический портрет".

А ваш интерес говорит о том, что вы уже дозрели до серьезной фотографии.
Вы поиграли в разные образы, поменяли костюмы и грим. И этот этап пройден.
А теперь вы выросли до того, чтобы явить зрителям себя любимого.
Доказать, что вы интересны сами по себе.
И  вам не нужны пончо или цилиндр, чтобы на вас смотреть с восхищением.

Поверьте, каждый из нас куда интересней, чем все экзотические наряды из проката.



В предыдущем постинге о психологическом портрете я писал, как и зачем это делается.

Не буду повторяться, а лучше расскажу историю.
Модель V. — эффектная молодая женщина. Офисный работник. Кандидат наук. Серьезная бизнес-леди.
Пару месяцев назад она уже проходила фотосессию  в одной из питерских студий. Но результат ей не понравился.

Мы встретились с V в кафе. Проговорили довольно долго — нужно было постараться не только рассмотреть будущую модель, поискать интересные ракурсы для съемки, но и попробовать понять: что она за человек. В чем уникальность ее личности.

Для этого мало встречи в кафе — подумаете вы.
Но, вспомните, разве вам не доводилось  откровенничать со случайным попутчиком в купе поезда?
И проговорив пару часов под стук колес, и позвякивание ложки в чайном стаканчике, разве вам не казалось, что вот с этим незнакомцем общаться куда комфортнее, чем с самыми близкими людьми?

Всего встреч с моделью было две.
Первая ознакомительная.
А на второй мы оговаривали сценарий будущей съемки.
А в промежутке между этим V прошла психологические тесты.

Вот вы усмехаетесь, а известный советский фотограф Игорь Гнисюк, прославившийся портретами для обложек "Советского экрана", перед тем, как начать снимать полчаса играл на флейте.  

Впрочем, может это был кларнет или фагот?
Так мастер настраивался на будущую съемку.
Учитывая, что очень многие советские актеры своими замечательными портретами обязаны именно  Гнисюку — делаем вывод, что игра на дудке реально помогает.
Впрочем, лично мне больше нравится варган. Круглая мурчунга , например.

После общения и анализа тестов начал вырисовываться образ.
Стало ясно, что имидж бизнес-леди это, как говорят психологи, — социальная роль.
На самом деле эта молодая женщина, заводная, веселая, вольнолюбивая, с эдакими чертиками в глазах.
Но все эти черты она старательно прячет.
Выходит для того чтобы сфотографировать не ее социальную роль, а ее саму, нужно было это из нее каким-то образом вытащить.
К слову сказать, сама модель видела будущую фотосессию в романтическом ключе. Ей казалось, что мы будем прогуливаться по набережным Петербурга и щелкать кадры на фоне красивых зданий.

Эту идею я зарубил на корню.
Зачем умножать число сущностей? Мы видели тысячи фотографий томных барышень на фоне каналов северной столицы.
Нужно было умело подчеркнуть определенные грани ее скрытой, спрятанной под имиджем  натуры.
Вытащить из оболочки бизнес-леди ту юную девчонку с чертиками в глазах.
А для этого, как минимум, требовалась нестандартная обстановка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: НЕВИДИМЫЙ МОТОЦИКЛ | Фотограф Дмитрий Грант


Тут можно сделать паузу, потому что у вас, явно, назрел вопрос: а почему портрет, пусть даже психологический, нельзя снимать в студии?
Тепло, светло (от импульсных источников) и делай, что душе угодно.

На самом деле возможности студии весьма ограничены.
Именно поэтому в студии  и вынуждены прибегать к изысканным нарядам и гриму, чтобы вот эту студийную скудость слегка скрасить.
Не зря же ведущие рекламные фотографы мира норовят перенести съемку на открытое пространство.
Потому что вне стен студии (на улице или в интерьере) на образ работает еще и окружающая обстановка и человек неосознанно становится  молекулой окружающего мира.

Короткий пример.
Представим себе мужика в телогрейке и треухе. Тельняге, штанах и валенках. С самокруткой в уголке рта. И початой бутылкой в руке.
Какой фон подойдет для такого персонажа?
Напрашивается завалинка, сельская изба, коровник ну и дальше по списку.
Теперь мысленно перенесем его во всем этом прикиде в шикарный спа-салон.
Сразу покоробит  контраст: ну не может такой парень здесь находиться!
Обратите внимание, наш персонаж остался прежним.
Но в одном окружении он выглядит органично, как часть пейзажа, а в  другом, как чужеродный элемент.

Вот на таких контрастах, раздражающих глаз зрителя, и строится реклама.
Совместите две несовместимые вещи и вы уже зацепите чей-то взгляд.
Теперь понятно: почему для психологического портрета обязательна внестудийная обстановка?

Знаменитый нидерландский фотограф Антон Корбайн,  разбудил певца группы R.E.M. Майкла Стайпа в шесть утра только потому, что  именно в эти минуты был необходимый свет для портрета. А другой свет Корбайна категорически не устраивал.
Но в студии можно манипулировать светом, возразите вы.
Ну, во-первых, современные технологии позволяют взять в охапку все вспышки и галогенки и так же запросто пользоваться ими на улице.
А во-вторых, как говорил один гуру рекламной фотографии: у нас одно солнце и его на всех хватает.
Этим он хотел подчеркнуть, что в природе присутствует всего один источник света и никто еще не жаловался на его недостаточность.

Посмотрев на девушку, я понял, что тот образ, который я в ней углядел, лучше раскроется, если рядом будет ...мотоцикл.
Мотоцикл —  символ вольной беззаботной жизни, не связанной  условностями.
Потому образ девушки-байкера, в кожаной куртке, косухе, бандане, арафатке и прочих внешних атрибутах, как нельзя лучше подчеркивал внутренний мир нашей модели.

Признаюсь, что эта идея поначалу не понравилась ни самой модели, ни коллегам.
Всем показалось, что это как-то чересчур вычурно.
Куда лучше и проще фотографироваться на фоне заснеженной решетки Летнего сада.
Но гнул свою линию и мои собеседники сдались.
Но имелась проблема: на дворе конец февраля. За окном минус двадцать. Снег по колено. Какие, на фиг, мотоциклы?
Понятно, что действие необходимо перенести в гараж. От этого и образ мог поменяться. Байкер грозил превратиться в эдакого сорванца-умельца, перемазанного в машинном масле.

Заранее скажу,  именно этого не понадобилось.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: НЕВИДИМЫЙ МОТОЦИКЛ | Фотограф Дмитрий Грант


Найти людей, готовых пустить съемочную группу в гараж с любимыми мотоциклами – дело непростое.
Да и гараж должен быть немаленьким, кроме мотоцикла модели, света, визажиста, двух фотографов и хозяина, который будет бдительно наблюдать, чтобы эти безумные люди ненароком не поцарапали его "Харлей", нужно еще место для маневра. Не будешь же снимать модель с полуметра...

Наконец, такой гараж отыскался.

Его владельцы, приятные увлеченные люди, чье хобби — путешествие на мотоциклах по Европе. Гараж у них, благо, просторный, да и мотоциклов хватает — целых четыре штуки. Замечу, что не "Урал" или "Планета", а  BMW последней марки.

На практике все оказалось не так гладко.
Мало того, что когда на улице все те же минус двадцать, то находиться долго в гараже не очень комфортно. Для того, чтобы хоть как-то согреться, пришлось привезти с собой "тепловую пушку", благо в гараже имелись свободные розетки. Но стоило врубить ее и студийный свет, как автомат сказал "извините" и свет вырубился.
Пришлось уменьшить мощность нагрева, что не добавило теплой атмосферы.
Из-за мороза пришлось сократить фотосессию.
Поэтому снимали “всего” два с половиной часа.
Хотя нормальный кадр получить за такое короткое время и правда — очень сложно. Оптимальное время фотосессии 4-5 часов.
Визаж решили делать минимальный. Только для того, чтобы убрать блики на коже и слегка подчеркнуть особенности лица модели. Образ молодой байкерши в кожаной куртке и куфии (арафатке) как я и планировал — идеально лег на характер и личность модели.

Пару слов о технике.

Для тех, кто сам фотографирует. Те же, кто этим не увлекается — могут  смело этот кусок промотать.
Я не люблю импульсный свет.
Конечно очень эффектно, когда на стойках щелкают блицы, потом, перезаряжаясь, жужжат.
Всякие софтбоксы, стрипы и прочая бижутерия легко позволяет себя ощутить  стопроцентным Ляшапеллем.
Но на самом деле импульсный свет неудобен тем, что не позволяет точно контролировать световой  рисунок.
Понятно, что на лампах есть, так называемые "пилоты". Но и они создают только приблизительную картину. Поэтому на практике все происходит методом "тыка". Благо цифра это позволяет.

Выставил свет.
Щелкнул.
Мимо.
Пошел подправил лампу.
Раз.
И еще раз.
И так до тех пор, пока что- то не срастется.

Фотосъемка в этом случае уже превращается в механический  перебор вариантов.

Мне больше по душе свет постоянный: сразу видишь —  что именно у тебя получится.

И не нужно следить, чтобы модель сосредоточилась (а значит  напряглась и перестала быть естественной) , иначе импульс настигнет ее врасплох с закрытыми глазами или разинутым ртом. Когда у вас свет постоянный, то модель быстро привыкает и перестает его замечать. И тут у вас развязаны руки — снимайте, вам не нужно ни ждать перезарядки выспышек, ни бояться, что скорость синхронизации вашей камеры окажется ниже необходимой.

Конечно,  самый идеальный вариант — это сочетание естественного света на улице с галогеновой подсветкой, как это делают киношники. Но здесь такого варианта, увы, быть не могло. Окон в гараже, нет.
Я использую галогеновые светильники американской фирмы Lowell. Они компактны, почти не нагреваются и позволяют менять угол светового пучка. Эта фирма делает и специальные матовые стекла и зонтики и софтбоксы, сделанные из негорючего материала.
В данном случае использовались две такие лампы на стойках. Кроме того я попросил хозяина включить в гараже свет над верстаками, что  расставило красивые блики на бэкгграунде.

Вопрос снимать на пленку или цифру передо мной не стоит.
Я снимаю на цифру только тогда, когда уж точно нет другого выхода.
Поэтому однозначно — пленка.
На “цифре” вы никогда не получите такой пластичности и красоты рисунка.
Я решил использовать Contax 645 — среднеформатную камеру 4,5 х 6.
Хотя потом  пожалел, что не предпочел квадратный формат 6х6. Такую камеру не нужно вращать на штативе, что упрощает съемку, да и квадрат на мой вкус легче компоновать, чем вертикальные и горизонтальные кадры.

Кстати о штативе.

В последнее время появилась мода, когда фотограф как челнок шейной машинки,  снует вокруг модели и разве что не подпрыгивает или не валится на пол, в поисках "эффектных" ракурсов.
Здесь, скорее, больше от ролевой игры, когда фотографу нравится чувствовать себя этаким крутым профи, который выцеливает кадр.
Да еще цедит сквозь зубы:  "Детка, покажи мне страсть! Дай мне почувствовать твой заряд".
Пусть каждый делает как хочет. И как ему удобно.

Лично я считаю, что правильный кадр можно сделать только со штатива, когда  у вас свободны  руки и можно тщательно выстроить композицию.
В этом случае, конечно, незаменима шахта. Или LiveView, если вы снимаете на "цифру".
Кстати, очень важно, когда вы имеете возможность взглянуть на будущий кадр двумя глазами.
На огромном матовом стекле камеры среднего формата видны все мелочи.
Хотя, как я говорил, снимали мы недолго, кадров было сделано достаточно. Но жесткий отбор прошли только два — первый дан в начале материала, второй в его конце. Тот, что в середине в окончательную версию не вошел.

Отобранные кадры были напечатаны  размером 50х60, чтобы предоставить модели.



Теперь — самое главное.

Вы спросите: а где же мотоцикл?
Зачем столько усилий,  хлопот и сложностей?
Стоило ли так напрягаться, если от мотоцикла  в кадре осталась размытая россыпь световых пятен?
Ну еще зеркало заднего вида.

Вот тут и начинается самое интересное.

Есть такое наблюдение: когда писатель работает над книгой, то если представить все собранные им сведения как 100 процентов, то обычно в книгу входит только  30-40%. Остальное остается "за кадром". Или, в случае с книгой, — между строк.
Но вот в чем секрет.
Эти-то невидимые семьдесят процентов и делают книгу книгой.
Потому что если автор вложил в текст все что имел,  то такой труд читать неинтересно.
В нем нет второго дна, некуда копать.
Захлопнул последнюю страницу и —  все.
Автор выговорился до конца, у него ничего не осталось за душой, да и читателю не о чем размышлять.
А вот когда в книге отжата треть от того, что автору известно, то читатель это сразу почувствует.

Для того, чтобы создать убедительный образ модели, ее психологический портрет, необходимо смоделировать естественное окружение.
А уж войдет оно  в кадр или нет — дело десятое.
Если бы я привел модель в студию и заявил: расслабьтесь, пожалуйста, и представьте, что вы сейчас помчитесь на мотоцикле, — то получился бы искусственный фальшивый портрет.
Потому что модель не была бы по-настоящему свободной, а только натужно делала вид, что чувствует себя такой.

В кадре и за кадром не должно быть фальши.

Все настоящее. Без дураков.

Вот когда модель посидела за рулем мотоцикла (может первый раз в жизни), пропиталась аурой гаража, с инструментами и запчастями;  послушала рассказы опытного мотолюбителя, то она сама (хотя бы на пару часов) всерьез  поверила, что может сейчас вскочить на стального коня и помчаться в никуда по ночной трассе.

Тщательно подобранная натуральная атмосфера заставила в это ее поверить.
И в итоге мы получили то, что и намеревались — портрет независимой, самостоятельной молодой женщины.
Свободной и красивой.

Взгляните на два портрета.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: НЕВИДИМЫЙ МОТОЦИКЛ | Фотограф Дмитрий Грант

Первый (цветной): из ее предыдущей фотосессии. Там модель посадили на неудобный стул посреди студии и заставили смотреть в объектив.
И на второй (монохромный) — там уже совершенно другой человек, он абсолютно не похож на себя на соседнем снимке.

Хотя  между этими кадрами разрыв всего пару месяцев.



А те, кто хочет рассмотреть мотоцикл во всех подробностях, советую купить журнал "Мото.".
Там много мотоциклов.

И мало людей...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: НЕВИДИМЫЙ МОТОЦИКЛ | Фотограф Дмитрий Грант

СТАТЬИ